* Дата релиза: 13 ноября 2007
    * Официальный сайт игры: wwwcrysis-game.com
    * Минимальные требования: 2,8 ГГц, 1 Гб, 256 Мб видео
    * Рекомендуемые требования: Core 2 Duo, 2 Гб, GeForce 8800GTX/Radeon X1800 512 Мб видео

Crysis – долгожданный проект легендарной студии Crytek, подарившей нам фантастически красивый и атмосферный "пляжный экшен" Far Cry. Игра, как и полагается наследнику, порадует в первую очередь красивым, высокотехнологичным графическим движком. Он поддерживает все прелести десятой версии DirectX, радует игроков завораживающими кадрам, но требует взамен немалую плату – для полного счастья потребуется мощный компьютер и Windows Vista в придачу.

Не отстает и сюжет. Crysis забрасывает нас в теплые края, на красивый остров, с недавних пор заселенный инопланетянами, а также американским и китайским спецназами. Морозолюбивые пришельцы быстренько замораживают окружающую среду, а земные спецподразделения тем временем выясняют – кому же будет позволено исследовать инопланетян. С помощью оружия, конечно...

В такой вот веселой обстановке предстоит действовать нашему герою – командиру группы американского спецназа. "Упакован" он, надо сказать, по полной программе – тут и самое современное оружие, и специальный, "умный" костюм, способный даже залечивать наши раны. Со временем в арсенал добавится и инопланетное оружие...
Одной из главных наших претензий к BioShock были его уровни. «Биошоку» тесно в его узких коридорах, — писали мы. — Кен Левайн (худрук 2K Boston) как будто боится отпустить собственный геймплей и дать нам чуть больше свободы». Crysis в этом смысле является полным антиподом BioShock. Он не то что дает игроку больше свободы, он буквально выталкивает вас, голого, на огромное поле, предлагая в качестве прикрытия пальмовую ветку. Чтобы оценить данную метафору, надо, конечно, понимать внутреннее устройство Crysis.

Если вы по каким-то невообразимым причинам не читали ни один из наших многочисленных отчетов по игре, для понимания нижеследующего необходимо уяснить здешнюю базовую механику. Которая, на первый взгляд, укладывается ровно в один абзац.

У вас имеется нанокостюм, снабженный несколькими функциями. Во-первых, скорость. Включив данный режим, вы как будто вводите себе колоссальную дозу кофеина с амфетаминами. Это приводит к волшебным результатам — любое действие героя ускоряется примерно в пять раз. Во-вторых, сила. На манер морячка Папая, принявшего шпинат, вы начинаете голыми руками крушить некоторые стены, ломать вражеские головы и, самое главное, прыгать на совершенно невообразимую высоту. Чтобы было понятно — в два-три движения можно забраться практически на любую крышу в игре. Ну и наконец, невидимость, благодаря которой главный герой временно превращается в хищника. Враги не видят его, зато прекрасно слышат и, если приглядятся, могут заметить легкие электрические переливы в воздухе. Эта, как показывает практика, самая популярная функция на некоторое время дает почувствовать себя темным джедаем: солдаты растерянно водят дулом по окрестным кустам и вглядываются туда, где вас уже давно нет, потому что вы аккуратно приставляете шотган к их затылку и нажимаете на курок.

Игра лучше всего выглядит в те минуты, когда ее авторы забывают про свои жанровые амбиции.

И еще два момента. Режимом «по умолчанию» является maximum armor, то есть максимальная броня. Crysis, как и большинство пост-Halo-шутеров, снабжает игрока двумя полосками: жизненной и энергетической. При ранениях сначала тает энергия, затем жизнь. Восстановление, разумеется, автоматическое, то есть никаких аптечек. Простейший балансирующий прием заключается вот в чем: все режимы костюма (кроме собственно «броневого») тратят энергию. Иными словами, включая невидимость или ускорение, вы автоматически обнажаетесь, делая себя более уязвимым для вражеских пуль.

А враги тут стреляют поразительно метко. Многие жалуются на непривычную для современных шутеров сложность, и это чистая правда. Оставшись без спасительной энергии один на один с двумя-тремя корейскими солдатами, вы скончаетесь быстрее, чем успеете произнести что-нибудь непечатное. Мало того, сами корейцы умирают крайне неохотно — игроки стонут, что легко могут потратить целую обойму, не убив ни одного солдата. Да, в Crysis надо целиться. И тут выясняется еще одна чудесная особенность местной экшен-механики — модифицируемое оружие. Признаться, на всех презентациях возможность прикрутить к вашему оружию снайперский прицел или лазерный указатель казалась излишней. На самом деле это глубочайшее заблуждение. Дальше начнутся фонари, три разновидности этих самых прицелов, подствольные гранатометы, разрывные патроны и столько всего, что тут и не перечислишь. Crysis, при всей банальности арсенала, заставляет вас проявлять внимание к своему оружию как ни один другой шутер. Речь не о банальном увеличении дальнобойности или там огнестрельной мощи, как в BioShock. Игра всячески подталкивает вас к молниеносному принятию решений. Доходит до того, что вовремя перекрученный под вражеским огнем прицел не раз спасет вам жизнь.

Crysis дает подержаться за горло и корейцев…

…и инопланетян
Дивный новый мир

С таким вот набором экшен-утилит Crysis впускает вас в свой дивный новый мир. Местные уровни — это действительно огромные пространства, понять устройство которых получается далеко не всегда. Говоря про честные джунгли, Crytek ничего не приукрашивали. Пространство в Crysis организовано именно так, как обещалось: густые заросли, сотни подходов к одной точке, миллион возможностей. Все верно. Геймдизайнеры радостно вываливают в эту тропическую песочницу врагов, технику и здания, после чего запускают туда, как лабораторную мышь, вас в нанокостюме. И с интересом смотрят, что будет дальше. Потому что этого не знает никто, включая дизайнеров.

Чувствуется, конечно, что «Война миров» не прошла для братьев Йерли незамеченной.

Свобода в Crysis удивительным образом может обернуться скучнейшим броском через тропические лопухи и мошкару или сверхзвуковой перестрелкой среди крохотных покосившихся бунгало. Вас действительно никто не ограничивает в выборе средств, методов и подходов — левел-дизайнеры практически ничего не решают за игрока, а скорее намекают на возможные варианты. Вместе с указанными возможностями игра периодически буквально взрывается ситуациями, в которые вы просто не в состоянии поверить — настолько это нехарактерно для всего, что мы привыкли видеть в современных шутерах. Когда расстрелянный джип очень некстати детонирует на случайной гранате и приземляется на крышу здания, в котором вы находитесь, засыпая вас обломками насмерть, — это, мягко говоря, удивляет. Когда пущенная с километровой дистанции ракета разрушает вышку, с которой вы очень уютно постреливали по корейским патрулям, — это буквально обескураживает. Потому что так не бывает. Crysis с видимым удовольствием прощается с привычным жанровым идиотизмом: отсидеться под какой-нибудь метафорической лестницей, расстреляв всех в пятку, не получится — достанут. Бои в Crysis представляют собой многоступенчатые мизансцены: вы отступаете, прорываетесь, снова отступаете, заходите с другого бока, пробуете, ошибаетесь, снова пробуете. В эти минуты Crysis кажется тем самым прорывом, к которому мы взываем с этих страниц последние два года.

Но вот что происходит на этом же самом уровне в другой раз. Вы, неудачно споткнувшись, съезжаете на заднице по камням, падаете в море и оказываетесь убиты неудачно проплывавшим катером. Или вот еще зарисовка: разогнавшись на джипе, вы прорываете вражескую оборону и случайно подрываетесь на коряге. Или вот снова вы, позевывая, битый час стреляете по редким жабам, потому что решили в порядке эксперимента обогнуть вражеский лагерь с другой стороны. Crysis с равным успехом моделирует как тысячу гениальных ситуаций в минуту, так и две тысячи бездарных. Crytek вручают игроку перед стартом нанокостюм, проводят брифинг и оставляют на три часа, периодически докучая довольно банальными кат-сценами про то, как инопланетяне рвут в клочья коллег и улетают в неизвестном направлении.

В заключительном акте Crysis неожиданно оборачивается привычным коридорным шутером.

В начальных титрах Crysis значится амбициозная фраза: «Directed by Cevat Yerli». Звучит внушительно, но цепкой, внятной режиссуры игре как раз отчаянно не хватает. Речь не о скриптах или триггерах. Игрока надо ставить в интересные ситуации, а с этим в первой трети Crysis имеются серьезные проблемы. Открыв потрясающие жанровые горизонты, игра обнаружила также не менее обширные проблемы. Оказывается, только лишь sandbox-геймплея недостаточно. Игрока нельзя оставлять один на один с миром. По крайней мере, не с этим.

Интересно, что аналогичные проблемы, похоже, испытывает консольная версия Assassin’s Creed, которую западная пресса хлещет по щекам ровно теми же самыми аргументами. Игра, мол, оставляет вас один на один с собственными возможностями, надеясь, что само образуется. Как выяснилось, не образуется. Это не то чтобы тупиковая ситуация — наоборот, игровая индустрия, кажется, подталкивает нас к переизобретению слова «режиссер». Если раньше применительно к компьютерным играм это означало примерно то же, что и для кино — человека, ответственного за постановку скриптов, то теперь под режиссурой скорее надо понимать человека, планирующего игровые ситуации. Не надо вести нас за руку, но, пожалуйста, сделайте нам интересно.

Проблема местной песочницы состоит еще и в том, что на протяжении первых трех часов игра вообще не обновляет состав врагов. Ассортимент следующий: корейцы, корейцы на джипах, корейцы на катерах и корейцы на вертолете. Про последних хочется сказать отдельно: вертолеты в Crysis не вызывают ничего, кроме глухого раздражения, потому что единственный способ справиться с ними — в срочном порядке найти ракетницу и дать несколько залпов. Вертолет находит вас в самых неожиданных местах: под водой, в густых тропических зарослях, в доме.

Главное, что вы испытываете по результатам первых нескольких часов игры в Crysis, это измождение. Игра физически выматывает вас забегом через джунгли и вдруг как будто сама находит решение внутренних проблем. Кульминационная схватка с четырьмя нанокорейцами (то есть корейскими солдатами, одетыми в те же, что у вас, костюмы) переворачивает Crysis с ног на голову. Бойня в ночном лесу с тремя такими же, как вы, хищниками вызывает почти физическое напряжение мышц, но играть снова становится интересно. В этом контексте проблемы sandbox-геймплея буквально выкристаллизовываются: игре нужны интересные враги и интересные ситуации.
Ускорение

И вот с этого момента Crysis вдруг взбрыкивает, и начинается совсем другое кино. Дизайнеры, как будто опомнившись, бросают на вас все, что у них есть. Беспрецедентный по напряжению заезд на танках через джунгли. Уничтожение огромного корейского судна при помощи артиллерийского удара. Бросок по спирали в огромную земляную воронку.

Порой кажется, что Crysis избыточен — танки, лодки, катера, джипы, грузовики. Порулить дают практически всем.

Crytek, конечно, играют мускулами: у них есть танки, джипы, вертолеты, пиротехника, и они хотят использовать все это по максимуму. Получается не всегда ровно, начинает сбоить баланс, но скучать совершенно точно не выходит. И вот где-то здесь все обрывается.

Наступает второй акт — главный герой попадает внутрь инопланетного корабля (или что бы это ни было). Crysis резко сбавляет темп и, главное, полностью отставляет sandbox-механику в сторону. После примерно пяти часов в джунглях вы проводите час в чреве огромной внеземной конструкции, где к тому же отсутствует гравитация. Так вот, эти шестьдесят минут — лучшее, что есть в игре с точки зрения атмосферы. Crysis можно и нужно ценить за его геймплейные прорывы, за инновации, за то, как он продвинул жанр вперед. Но играть интереснее всего именно во втором, относительно традиционном акте. То, что происходит за это время, очень сложно вербализовать, но самое главное — у Crysis просыпается такая атмосфера, какая мало кому снилась. И вот тут (а вовсе не в джунглях) становится понятно, зачем Crytek нужны все эти сумасшедшие технологии. Потому что когда вы впервые увидите, как кружат в воздухе ледяные кристаллы, как отлетает в невесомости гильза от патрона, как гигантская дверь раскрывается, впуская в комнату поток каких-то частиц, — рот невольно приоткрывается.

Второй, самый короткий и самый атмосферный, эпизод Crysis необходимо включить во все учебники новейшей истории компьютерных игр. Сам Джеват Йерли даже придумал специально для этого момента термин «ambient storytelling», который очень условно можно перевести как пространное, рассеянное повествование. Вы действительно не узнаете за этот час ничего конкретного (разве что как выглядят те самые инопланетяне, которые большую часть игры сидят в своих машинах), но левитировать среди иноземной архитектуры безумно интересно. Изучать их технологии — тоже. Когда вас по сюжетной линии потащат наверх, вы будете почти физически сопротивляться. И совершенно зря.

Потому что дальше начинается третий, не менее прекрасный акт Crysis, под названием «Замершие джунгли». Тут песочница возвращается, но лишь отчасти: уровни, не теряя нужного пространства для маневра, как будто сжимаются, подтягиваются, действие спрессовывается. В итоге падать в лужи и лежать в кустах не получится — игра насылает инопланетян, неожиданно просыпается сюжет, и действие снова ускоряется.
График интересности Crysis
01-03, оценка = 8 баллов 03-05. Оценка = 9 баллов

Песочница в джунглях. Crysis сначала поражает, но уже после первого часа становится очевидно, что sandbox отчаянно недостает режиссуры.

Геймдизайнеры вспоминают про свои прямые обязанности. Гениальная схватка с нанокорейцами и феерический заезд в составе танковой дивизии. Кажется, все будет хорошо.
05-06. Оценка = 10  баллов 06-08. Оценка = 8 баллов

Погружение в чрево инопланетного сооружения. Лучший час, который вы проведете с Crysis. Никакого sandbox-геймплея, чистая, отжата и очищенная от примесей атмосфера.

Замерзшие джунгли. Crysis поджимает булки и дает два часа очень крепкого, интенсивного и свежего экшена.
08-09. Оценка = 7 баллов 09-10. Оценка = 8 баллов

Полет на грузовом VTOL. Геймдизайнерам Crysis ошибочно кажется, что им подвластно все. Самый тоскливый час в Crysis.

Атака инопланетян на авианосец. За 60 минут Crysis прикидывается плохо оттестированным коридорным шутером, репетицией «Войны миров» и Halo. Почти все получается.
* * *

Всех, безусловно, интересует, насколько Crysis хорош визуально. Поясняем — скриншоты не передают и половину того технологического прорыва, который произвели Crytek. Crysis умопомрачительно красив. Так сейчас не может никто и не сможет, надо полагать, еще ближайшие полгода. Особенно интересно наблюдать за тем, как технологии меняют геймплей. Вы научитесь опознавать врага по шуршащим кустам. Вы научитесь пробивать кулаком стену и пробегать сквозь здания. Вы научитесь жить и смотреть на мир по-другому. О том, как выжать из игры максимум при имеющейся конфигурации и что нужно для «Крайзиса вашей мечты», см. наш следующий материал. Но тут вот еще что интересно заметить. Несмотря на довольно убедительный саундтрек, музыку в Crysis необходимо сразу же отключить. По крайней мере, на время первого акта. Так визуальный подвиг Crytek (а также наши десять баллов за графику) проще оценить и осознать.

Ну и наконец, итог. То, что Crysis — игра неровная и в некоторых моментах, страшно сказать, провальная, очевидно. Тем не менее это определенно самое важное, что случалось с нашим любимым жанром за последние годы. При этом Джеват уже признался, что Crysis задуман как трилогия, а открытый финал явно намекает на вторую часть. Тут у Crytek явно прорезаются Bungie-амбиции — они делают наш, эксклюзивный ПК-Halo.

Все это довольно удивительно — вместо лощеного блокбастера Crysis оказался смелым экспериментом над всеми жанровыми составляющими. Однако что произойдет завтра? Crytek в грубой форме объяснили всем, что так, как раньше, уже не будет — за последние несколько месяцев шутеры совершили несколько качественных шагов, и дороги назад, по всей видимости, нет. Но формула явно требует доработки. В следующем году нам явно придется обновить список своих претензий к жанру. Что будет с нами и с шутерами в целом, не знает никто, но тем интересней. Добро пожаловать в будущее.